Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 27.11.2024, 22:00

МКОУ ООШ п.Пуир Николаевского района Хабаровского края

Меню сайта

Положение о школьной библиотеке

УТВЕРЖДАЮ

директор МКОУ ООШ п. Пуир

____________ И.В. Тьянникова

             Приказ №____-ОД

             от__________________

Положение

о школьной библиотеке

I . Общие положения

1.1.Библиотека является структурным подразделением муниципального автономного обще­образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Олега Кошевого» (далее – школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

1.2.Цели библиотеки со­относятся с целями школы: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свобо­дам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

1.3.Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом школы, Законом об образовании, Конституцией РК.

1.4.Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

1.5.Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники бе­зопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

II. Основные задачи

2.1.Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (да­лее — пользователям) — доступа к информации, зна­ниям, идеям, культурным ценностям посредством ис­пользования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных но­сителях: бумажном (книжный фонд, фонд периоди­ческих изданий), цифровом (CD-диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

2.2.Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

2.3.Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

2.4.Совершенствование предоставляемых библиотекой ус­луг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

III. Основные функции

3.1.Библиотека формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:

•комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на книжной основе;

•пополняет фонд информационными ресурсами из сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций (МУ «ИМЦ», «Книжный мир»);

•аккумулирует фонд документов, создаваемых в школе (лучших рефератов обучающихся и др.);

•осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

3.2.Библиотека создает информационную продукцию:

•осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;

•организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог;

•обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

3.3.Библиотека осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

•создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;

•организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

•оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

•организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности;

•содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (про­смотр видеофильмов,  -дисков).

3.4.Библиотека осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

•выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

•выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

•осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным процессом.

3.5. Библиотека осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:

•удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;

•консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей, консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

IV. Организация деятельности библиотеки

4.1.Наличие укомплектованной библиотеки в школе обязательно. Частичная централизация библиотечно-библиографических процессов в межшкольных библиотечных объединениях проводится по приказу органов управления образованием.

4.2.Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы,  программами,  проектами и планом работы библиотеки.

4.3.Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолют­ных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.

4.4.В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, школа обеспечивает библиотеку:

•гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);

•необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуата­ции компьютеров (отсутствие высокой влажности, за­пыленности помещения, коррозионно-активных при­месей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;

•современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техни­кой и необходимыми программными продуктами;

•ремонтом и сервисным обслуживанием техники и обо­рудования библиотеки;

•библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

4.5.Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

4.6.Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы.

4.7.Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой  в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

•двух часов рабочего времени ежедневно на выполне­ние внутрибиблиотечной работы;

•одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание читателей не производится;

•не менее одного раза в месяц — методического дня.

V.Управление. Штаты

5.1.Управление библиотекой осуществляется в соответствии со штатным расписанием.

5.2.Общее руководство деятельностью библиотеки осуществ­ляет директор школы.

5.3. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несет ответственность в пре­делах своей компетенции перед  обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором.

5.4.Заведующий библиотекой  назначается директором школы, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы.

5.5.Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам  МУ «ИМЦ», КРИРО и ПК.

5.6.Заведующий библиотекой  разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы:

а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;

г)  планово-отчетную документацию (дневник библиотеки, суммарную книгу учета учебников, суммарную книгу учета художественной литературы).

5.7.На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.

5.8.Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.

5.9.Трудовые отношения работников библиотеки регулируются трудовым договором.

VI.      Права и обязанности работников библиотеки

6.1.Работники библиотек имеют право:

а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответ­ствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы и Положении о библиотеке;

б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

в) определять источники комплектования информацион­ных ресурсов;

г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой школы, утвержденными директором  школы, и по согласованию с родительским ко­митетом или попечительским советом виды и разме­ры компенсации ущерба, нанесенного пользователя­ми библиотеки;

е) вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотеч­ная пыль, превышение норматива работы на компь­ютере);

ж) иметь ежегодный трудовой оплачиваемый отпуск;

з) быть представленными к различным формам поощ­рения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

и) повышать свою квалификацию в установленные сроки.

6.2. Работники библиотек обязаны:

а) обеспечить пользователям возможность работы с ин­формационными ресурсами библиотеки;

б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; обеспечивать режим работы в соответствии с потреб­ностями пользователей и работой школы;

з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы.

VII.     Права и обязанности пользователей библиотеки

7.1.Пользователи библиотеки имеют право:

а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

в) получать консультационную помощь в поиске и вы­боре источников информации;

г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

д)  продлевать срок пользования документами;

е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

ж) получать консультационную помощь в работе с ин­формацией на электронных носителях при пользо­вании электронным и иным оборудованием;

з)  участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.

7.2.Пользователи библиотеки обязаны:

а) соблюдать правила пользования библиотекой;

б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различ­ных носителях, оборудованию, инвентарю;

в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

д) убедиться при получении документов в отсутствии де­фектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

е) расписываться в читательском формуляре за каж­дый полученный учебник;

ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;

и)  полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.

7.3.Порядок пользования библиотекой:

а) запись обучающихся школы в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогичес­ких и иных работников школы, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту;

б) перерегистрация пользователей библиотеки произво­дится ежегодно;

в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

7.4.Порядок пользования абонементом:

а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновре­менно;

б) максимальные сроки пользования документами:

•учебники, учебные пособия — учебный год;

•научно-популярная, познавательная, художественная литература — 1 месяц;

•периодические издания, издания повышенного спроса — 15 дней;

в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

7.5.Правила пользования школьными учебниками.

 

  1. Обучающиеся подписывают каждый учебник, полученный из школьной библиотеки;

  2. Учебники должны иметь дополнительную съемную обложку;

  3. Обучающиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном виде. В случае необходимости их ремонтируют (подклеивают, подчищают).

  4. В случае порчи или утери учебников обучающиеся должны возместить их новыми или равноценными по согласованию со школьной библиотекой.


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz