УТВЕРЖДАЮ
директор МКОУ ООШ п. Пуир
____________ И.В. Тьянникова
Приказ №____-ОД
от__________________
ПОЛОЖЕНИЕ
о классном руководителе МКОУ ООШ п. Пуир
- Общие положения
В своей деятельности классный руководитель руководствуется Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы.
Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника и освобождается от должности приказом директора.
На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего класса и работающего в данном классе.
Руководство и контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором, заместителем директора по воспитательной работе.
- Цель деятельности классного руководителя
Создать благоприятные психолого-педагогический условия для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, для сохранения неповторимости личности и раскрытия его потенциальных способностей и создание условий для духовного, нравственного, умственного, физического совершенствования.
- Задачи деятельности классного руководителя
3.1.Организация системы гуманистических, духовно-нравственных отношений в классном коллективе через разнообразные виды и формы воспитательной деятельности учащихся.
3.2. Защищать права и интересы обучающихся.
3.3. Формировать у гимназистов здоровый образ жизни, нравственные смыслы и духовные ориентиры, воспитывать патриотические чувства.
- Функции
4.1 Аналитические:
4.1.1. изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;
4.1.2. изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;
4.1.3. анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива;
4.1.4. изучение и анализ становления и формирования коллектива класса;
4.1.5. изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса, анализ воспитательных ценностей проведенного дела.
4.2. Прогностические:
4.2.1. предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия;
4.2.2. прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;
4.2.3. прогнозирование этапов становлении и формирования коллектива;
4.2.4. построение модели воспитательной подсистемы, соответствующей воспитательной системе школы;
4.2.5. определение ближних и дальних перспектив жизнедеятельности классного коллектива;
4.2.6. предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.)
4.3. Организационно-координирующие:
4.3.1. изучение особенностей развития каждого ребенка, отражение всех данных в психолого-педагогической карте;
4.3.2. помощь воспитанникам в учебной деятельности;
4.3.3. помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления, развитие классного самоуправления с целью привития навыков самоорганизации, ответственности, готовности и умения принимать жизненные решения;
4.3.4. индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектива как субъект деятельности;
4.3.5. содействие воспитанникам в получении дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых как в школе, так и вне ее;
4.3.6. создания условий для самовоспитания и саморазвития личности воспитанника, организация совместно со школьным психологом психологического просвещения учащихся;
4.3.7. защита прав и свобод воспитанника;
4.3.8. организация взаимодействия с семьями учащихся: проведение родительских собраний, консультации для родителей, привлечение родителей к школе, осуществление немедленного контакта с родителями в случае чрезвычайных происшествий, связанных со здоровьем и жизнью детей;
4.3.9. организация взаимодействия в работе малого педсовета по проблемам учащихся своего класса, посещение уроков учителей-предметников;
4.3.10. участие в работе педсоветов, семинаров, административных советов и методических совещаний;
4.311. сотрудничество во взаимодействии с внешкольными воспитательными учреждениями;
4.3.12. содействие профессиональному самоопределению выпускника, подведение к осознанному выбору профессии;
4.3.13. стимулирование творческой, инновационной деятельности учащихся; координация воспитательных усилий педагогов класса, психологов, других социальных работников школы;
4.3.14. ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей во время внеурочных мероприятий;
4.3.15. организация питания, дежурства по классу, дежурства по школе; организация трудовых дел.
4.3.16. ведение документации (журнал, учет посещаемости, дневники учащихся, личные дела учащихся, план работы классного руководителя, психолого-педагогические карты воспитанников);
4.4 Коммуникативные:
4.4.1. помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде, помощь в развитии общения, помощь каждому адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий статус среди сверстников;
4.4.2. построение оптимальных взаимоотношений: «учитель-ученик», «учитель-родители», «родители-ученик»;
4.4.3. помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом;
4.4.4. содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата коллектива в целом и для каждого отдельного воспитанника в классе.
- Должностные обязанности
Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:
5.1. Ведет классный журнал.
5.2. Ведет личные дела учащихся и следит за их состоянием.
5.3. Контролирует ведение дневников учащихся класса, следит за их состоянием.
5.4. Организует учебно-воспитательный процесс в классе: распределяет поручения, работает с активом, организует коллективное творчество, помогает в работе дежурного.
5.5. Вовлекает учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливает связи с другими группами и коллективами.
5.6. Организует дежурство по классу, школе, столовой.
5.7. Следит за соблюдением санитарного состояния прикрепленного кабинета.
5.8. Заботится о внешнем виде школьника.
5.9. Ведет разъяснительную работу среди родителей о необходимости введения школьной формы.
5.10. Организует питание.
5.11. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросу бесплатного и платного питания.
5.12. Контролирует учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи.
5.13. Заботится о финансовом обеспечении классных нужд.
5.14. Осуществляет контроль за посещаемостью учебных занятий учениками его класса.
5.15. Классный руководитель совместно с родителями контролирует учащихся, пропускающих уроки без уважительной причины, контактирует с социальным педагогом, психологом по поводу «трудных» детей, неблагополучных семей.
5.16. Координирует деятельность учителей-предметников, работающих в классе.
5.17. Устанавливает тесный контакт с родителями по поводу успеваемости.
5.18. Создает условия для развития наиболее одаренных детей, вовлекает их в проектную, исследовательскую деятельность.
5.19. Формирует межличностные отношения в классе, корректирует и регулирует их.
5.20. Организует охрану здоровья гимназистов с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, вовлекает их в физкультурную, спортивную работу.
5.21. Ищет разнообразные формы в работе с классом.
5.22. Изучает личность учащихся, условия их жизнедеятельности в соответствии с современными методиками.
5.23. Фиксирует отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществляет психологическую и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных ситуациях информирует об этом администрацию.
5.24. Оказывает помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем.
5.25. Вовлекает в воспитательную деятельность педагогов школы, работающих в данном классе, родителей учащихся, специалистов различных направлений.
5.26. Проводит целенаправленную работу по профориентации с учащимися класса.
5.27. Содействует социальной и правовой защите прав своих воспитанников.
5.28. Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей (если такие есть в классе).
5.29. Выявляет и ведет учет детей, социально незащищенных категорий, привлекая к этой работе социального педагога.
5.30. Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска».
5.31. Проводит работу по профилактике правонарушений, правовое просвещение воспитанников.
5.32. Изучает условия воспитания детей в семье.
5.33. Работает с родителями индивидуально.
5.34. Проводит родительские собрания, организует просветительскую работу с родителями по вопросам воспитания детей.
5.35. Участвует в работе родительского лектория и проведении открытых родительских дней.
5.36. Постоянно повышает свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.
- Полномочия классного руководителя
Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:
6.1. Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей.
6.2. Координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся через проведение педагогических консилиумов, малых педсоветов и других форм коррекции.
6.3. Присутствовать на любых мероприятиях и уроках, проводимых учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время уроков без экстренной необходимости, делать замечания учителю в течение урока).
6.4. Требовать от учителей-предметников информацию об организации Учебно-воспитательного процесса класса и отдельных учащихся.
6.5. Приглашать родителей учащихся (лиц их заменяющих) в школу.
6.6. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленным Правилами о поощрениях и взысканиях.
6.7. Поощрять учащихся в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.
6.8. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета.
6.9. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности гимназии, выступать с деловой, конструктивной критикой, выносить на рассмотрение административного совета, согласованные с классным коллективом мнения и предложения.
6.10. Отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы поручений.
6.11. Определять свободно индивидуальный режим работы с детьми.
6.12. Вести экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности.
6.13. Создавать собственные воспитательные системы программы, творчески применять новые формы, методы, приемы воспитания, руководствуясь принципом «не навреди».
6.14. Защищать собственную честь и достоинство в гимназических органах самоуправления, в том числе в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективе.
Классный руководитель не имеет право:
6.15. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом.
6.16. Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика.
6.17. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
6.18. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.
6.19. Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
- Классный руководитель несет ответственность:
7.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора или заместителя директора, должностных обязанностей, установленных данным положением.
7.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью учащихся, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».
7.3. Виновный в причинении школы ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.
7.4. За несвоевременное и некачественное планирование своей работы на каждый учебный год и на каждую четверть классный руководитель привлекается к ответственности в дисциплинарном порядке.
7.5. За несвоевременный и некачественный отчет о проделанной работе на каждый период классный руководитель привлекается к ответственности в дисциплинарном порядке.
- Режим работы классного руководителя
8.1. Классный руководитель 5-9 классов назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих в этом классе.
8.2. Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, определяется общими правилами организации работы школы и педагогического коллектива, вытекающие из Трудового Кодекса Российской Федерации, которое составляет 6 часов в неделю.
8.3. Час классного руководителя (классный час) – один раз в неделю (формы проведения классного часа: тематический классный час, классное собрание, подготовка к общешкольному или классному делу и т.п.)
8.4. Количество воспитательных мероприятий (тематических классных часов) – не менее двух дел в месяц (одно из которых может быть общешкольным).
8.5. Количество классных родительских собраний – не менее одного собрания в четверть (два собрания в год – тематические)
8.6. В каникулярное и летнее время режим работы гимназии устанавливается согласно дополнительному плану приказом директора гимназии.
- Документация и отчетность классного руководителя
9.1 Классный руководитель ведет следующую документацию:
- классный журнал;
- личные дела учащихся;
- дневники учащихся;
- план воспитательной работы с классным коллективом;
- портфолио классного руководителя;
- портфолио класса;
- портфолио каждого обучающегося;
- текущая документация
9.2 План воспитательной работы содержит разделы:
- характеристика классного коллектива;
- анализ работы классного руководителя за прошлый учебный год за исключением классных руководителей, принимающего новый класс, в частности 1й, 5й классы;
- цель воспитательной работы, воспитательные задачи;
- сведения об обучающихся класса их родителях (законных представителях);
- направления воспитательной работы (воспитательные комплексы);
- годовую, месячную, недельную циклограмму воспитательной работы классного руководителя;
- план-сетку (ежедневную или еженедельную), список запланированных внеклассных мероприятий;
- план работы с семьями обучающихся класса, протоколы родительских собраний, протоколы заседаний родительского комитета класса;
- план работы с детьми и семьями «группы риска»;
- план профилактической работы правонарушений обучающихся;
- план превентивного обучения,
- план ПДД.
9.3 Портфолио классного руководителя содержит разделы:
- локальные акты школы;
- концепция (система) воспитательной работы классного руководителя;
- тема и материалы самообразования классного руководителя;
- самоанализ работы за прошедшие 5 лет или за период работы в данном классе;
- материалы выступлений на различных уровнях;
- материалы и результаты участия классного руководителя в конкурсах (если имеются), открытых мероприятиях;
- материалы и результаты участия воспитанников в проектах, конкурсах, конференциях, фестивалях (в области воспитательной работы) (если имеются);
- сценарный отдел (указать авторские разработки);
- награды классного руководителя.
9.4 Портфолио класса содержит разделы:
- сведения об обучающихся, родителей (законных представителях) обучающихся класса;
- характеристика на каждого обучающегося класса;
- психолого-педагогическая карта каждого обучающегося класса;
- карта семьи каждого обучающегося класса;
- результаты мониторинга уровня воспитанности обучающихся класса;
- диагностическая работа и результаты диагностики по изучению личности обучающихся класса;
- награды класса;
- фотодокументы, коллективные проекты обучающихся (в области воспитательной работы) (если имеются).
9.5 Портфолио обучающего должно содержать материалы и результаты, отражающие достижения обучающегося в учебе, общественно-полезной жизни, творческой деятельности обучающегося.
9.6 Классный руководитель имеет право добавлять разделы в план воспитательной работы, портфолио классного руководителя, портфолио класса.
9.7 Классный руководитель обязан корректировать план воспитательной работы каждую четверть и по дополнительным приказам и распоряжениям администрации школы и вышестоящих организаций. План воспитательной работы хранится у классного руководителя.
9.8 Классный руководитель каждую четверть обязан корректировать портфолио классного руководителя, портфолио класса. Портфолио классного руководителя хранится в методическом кабинете гимназии. Портфолио класса хранится в кабинете, закрепленном за классом.
9.9 Администрацией школы дважды за учебный год осуществляется проверка документации классного руководителя. Возможна проверка документации классного руководителя по дополнительным приказам и распоряжениям администрации школы и вышестоящих организаций.
9.10 Классными руководителями представляются отчеты о проделанной работе заместителю директора по УВР по окончании каждой четверти и по окончании учебного года в письменной форме или (и) в электронном варианте (по необходимости).
9.11 Классными руководителями представляются отчеты по отдельным вопросам согласно дополнительным приказам и распоряжениям администрации школы, вышестоящих организаций; возможно диагностирование классных руководителей и обучающихся по различным вопросам на различных уровнях.