МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Основная общеобразовательная школа п. Пуир
Информация
о средствах обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания – все те
материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие
(учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и
духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они
обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению
эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и
впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на
всех этапах обучения.
Главным в средствах обучения является:
устное слово, речь учителя. Главный
инструмент общения – передача знаний.
Реализовать принцип наглядности в
обучении помогают визуальные средства, так как
более 80 % информации учащиеся воспринимают зрительно мы используем
предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы,
модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы,
видеофильмы, диапроекторы, CD/DVD-диски, диапозитивы. При использовании наглядных
средств соблюдается ряд условий:
применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и
показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное,
существенное при показе иллюстраций;
детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно
согласована с содержанием материала;
наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с
последней парты; привлекать самих
учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или
демонстрационном устройстве. К
проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или
учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей
видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида
проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом
учащегося к демонстрационному столу. Во
время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы
видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и
загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала,
нарушения дисциплины. Количество и объем
демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения,
а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень
познавательного интереса. В процессе обучения также используются технические
средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать
явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них
можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается
компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается
значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на
высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение,
недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности. При
использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать
их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на
что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать. Демонстрацию
видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций: Перед началом демонстрации сделать вступительное
слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра. Избегать длительного показа учебных фильмов,
так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассеивается (в младших
классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не
более 30 минут). Использовать прием
немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя. При демонстрации сложного материала следует
делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации. С помощью
Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных –
все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.