Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 14.11.2018, 10:19

МКОУ ООШ п.Пуир Николаевского района Хабаровского края

Меню сайта

Локальные акты

О ЛОКАЛЬНЫХ
АКТАХ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Локальный акт образовательного учреждения представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательного учреждения и регулирующий отношения в рамках данного образовательного учреждения. Для того чтобы документ образовательного учреждения можно было рассматривать в качестве локального акта, он должен обладать следующими основными признаками:
1. Локальный акт издается (разрабатывается и принимается) по общему правилу компетентным органом управления образовательного учреждения. Каждому органу самоуправления образовательного учреждения и, безусловно, руководителю учреждения, должно быть предоставлено право издания в пределах его полномочий локальных актов. Разграничение полномочий между руководителем образовательного учреждения и органами самоуправления определяется  уставом образовательного учреждения.
2. Локальные акты принимаются в определенном процедурном порядке. Сам процесс принятия локальных актов называется правотворчеством
(правотворчество – деятельность компетентного органа управления образовательного учреждения, направленная на  создание, изменение или
отмену правовых норм путем принятия локальных правовых актов).
Процесс локального правотворчества проходит несколько стадий, среди которых выделяют следующие:
- инициативная стадия – возникновение идеи издания локального акта. На этой стадии, прежде всего, принимается решение компетентного органа о необходимости издания локального акта, о выработке проекта, обосновывается необходимость принятия (изменения, отмены) акта, собирается и анализируется вся имеющаяся информация по данному вопросу (изучаются законодательство, инструктивно-методические материалы,
информационные письма и т.д.);
- подготовка проекта локального акта – подготовка текста локального акта. В содержательном отношении это один из важнейших этапов правотворческого процесса.
Структура локального нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия локального акта, то в проекте дается вступительная часть – преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию. Значительные по объему локальные акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. Если в локальном акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. Локальный акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц.Подготовленный проект локального нормативного правового акта до его обсуждения и согласования должен быть проверен на соответствие законодательству Российский Федерации, а также правилам русского языка;
- обсуждение и согласование проекта локального акта. После разработки проекта локального акта он должен быть обязательно обсужден среди тех категорий участников образовательного процесса, чьи интересы он затрагивает. Формы представления документов для обсуждения могут быть различными, например, размещение проекта локального акта на информационном стенде в месте, доступном для всеобщего обозрения, направление проекта заинтересованным лицам, проведение соответствующего собрания с коллективным обсуждением проекта локального акта и т.д. Обязательной процедурой может быть согласование проекта локального акта с органами власти и лицами, не участвующими в его разработке, но имеющими к разработанному проекту самое непосредственное отношение (например, органы, в ведении которых находятся финансы, имущество и т.д.). В случае согласования проекта локального акта на нем проставляется виза «согласовано». Так, например, в соответствии со статьей
372 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (далее – ТК РФ), работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
После обсуждения и согласования текст проекта локального акта редактируется окончательно перед внесением на рассмотрение органа самоуправления, правомочного его принимать;
- принятие и утверждение локального акта. Процедура принятия локальных актов должна быть регламентирована уставом (указываются кворум, для того чтобы сделать вывод о правомочности органа самоуправления, форма и порядок голосования, точное определение числа голосов (простое либо квалифицированное), необходимых для принятия решения, и т.д.). Обязательность утверждения локальных актов должна быть определена уставом, сам же устав должен быть утвержден учредителем, в порядке им установленном;
последняя стадия правотворческого процесса
 – введение в действие локального акта. Часто для введения в действие локального акта издаются приказы руководителя образовательного учреждения. В этом случае локальные акты оформляются в виде приложения к приказу. В правом верхнем углу таких документов пишется слово «Приложение» с указанием даты и номера издания приказа. Процедура введения в действие локального акта неразрывно связана  с доведением его содержания до сведения адресатов, так называемое обнародование локального акта. Существует две традиционные формы  обнародования
локальных актов: 
1) ознакомление под роспись (наиболее приемлема при доведении содержания приказов руководителя учреждения до сведения заинтересованных лиц);
2) вывешивание локального акта в общедоступном месте (в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка).
Обращаем внимание,  что локальный акт должен быть известен всем, чьи права и законные интересы он затрагивает.
3.                     Локальный акт документально оформлен, имеет установленную форму и реквизиты:
наименование локального акта (указание на вид локального акта и краткое его содержание, например, Положение о педагогическом совете Учреждения);
дата издания;
порядковый (регистрационный) номер (указание номера обязательно при издании приказов);
подпись уполномоченного должностного лица;
в необходимых случаях визы согласования, утверждения и печать образовательного учреждения (например, устав образовательного учреждения согласуется с органами, в ведении которых находятся финансы, имущество, и утверждается учредителем).
4.                     Локальные акты образовательного учреждения действуют только в пределах самого образовательного учреждения и не могут
регулировать отношения, складывающиеся вне учреждения.
Локальные акты классифицируются на нормативные и индивидуальные.
Локальный нормативный акт представляет собой правовой документ, содержащий общеобязательные правила поведения для всех
(например, устав образовательного учреждения) или отдельных категорий участников образовательного процесса (например, Правила поведения обучающихся), рассчитанный на неоднократное применение. Функция локального нормативного акта – детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей правовой нормы применительно к условиям данного образовательного учреждения с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса и иных условий.
Индивидуальные локальные акты – локальные акты, применяемые должностными лицами или коллегиальными органами управления образовательных учреждений и органов управления образованием, имеющие персонифицированный характер и влекущие за собой правовые последствия в виде индивидуальных прав и обязанностей субъектов образовательных отношений. Индивидуальные локальные акты имеют
однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны для исполнения только ими.  Индивидуальными локальными актами в сфере образования, например, являются
решения руководителей образовательных учреждений о зачислении на обучение, об отчислении обучающегося из
образовательного учреждения в случаях, предусмотренных законодательством, о поощрении или наложении взысканий на обучающихся, педагогических работников и лиц, относящихся к административно-управленческому и учебно-вспомогательному персоналу.
В соответствии со статьей 13 Закона РФ «Об образовании» в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
Анализ результатов проведенных проверок позволяет сделать вывод о том, что в уставах образовательных учреждений 
вместо видов локальных актов указывается их конкретный перечень, который, как правило, не бывает полным и достаточным.
Локальные акты образовательного учреждения издаются в виде приказов, решений, положений, инструкций и правил.
Приказ – локальный нормативный или индивидуальный (распорядительный) правовой акт, издаваемый руководителем учреждения для решения основных и оперативных задач, стоящих перед образовательным учреждением. Например, приказ о приеме на работу, приказ об утверждении правил внутреннего распорядка.
В деятельности образовательного учреждения можно выделить следующие виды приказов:
а) приказы по организационным вопросам;
б) приказы по основной деятельности;
в) приказы по личному составу.
Приказы по организационным вопросам издаются при утверждении структуры и штатов, в целях утверждения и (или)
введения в действие различных организационно-правовых, плановых, отчетных, инструктивных, методических документов и тому подобных случаях.
Приказы по основной деятельности регулируют порядок финансирования деятельности учреждения, ее материально-технического
обеспечения, информационное и документационное обеспечение деятельности, социальные вопросы и тому подобные ситуации.
Приказы по личному составу (кадровые приказы) регулируют прием, перемещения, увольнения работников, предоставление отпусков, вынесение взысканий и поощрения работников.
Обязательные реквизиты приказа:
а) название
организации;
б) наименование
вида документа - приказ;
в) дата и номер;
г) место издания;
д) заголовок к тексту (кратко и точно должен отражать содержание приказа, например, «О командировании»);
з) текст, состоящий из констатирующей (может отсутствовать) и распорядительной частей.
е) подпись (состоит из наименования должности лица, подписавшего приказ, личной подписи и расшифровки подписи).
Заголовок является обязательным реквизитом приказа, он должен быть сформулирован четко, по возможности кратко, выражая основное содержание документа, и должен отвечать на вопрос «О чем?», например: «О принятии на работу».
Дата и регистрационный номер присваиваются приказу в день его подписания руководителем.
В приказах текст излагают от первого лица единственного числа («приказываю»). Текст приказа состоит из двух частей: констатирующей
(преамбулы) и распорядительной. Преамбула может начинаться словами «В целях», «Во исполнение» и т.д.
В констатирующей части дается обоснование предписываемых действий. Если основанием для издания приказа послужил законодательный или нормативный правовой акт
вышестоящего органа или документ, ранее изданный данным учреждением, в констатирующей части указываются его название, дата, номер. Если приказ издается в инициативном порядке, т.е. во исполнение возложенных на учреждение функций и задач, в констатирующей части формулируются цели и задачи предписываемых действий, излагаются факты или события, послужившие причиной издания приказа.
Констатирующая часть отделяется от распорядительной словом «приказываю. Констатирующая часть может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении или обосновании.
Распорядительная часть должна содержать перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия и
сроков исполнения. При этом распорядительная часть делится на пункты, если исполнение приказа предполагает несколько исполнителей и выполнение различных по характеру действий. Пункты, которые включают управленческие действия, носящие распорядительный характер, начинаются с глагола в неопределенной форме. Например: «1. Создать рабочую группу в составе...».
В том случае, если действие предполагает конкретного исполнителя, соответствующий пункт документа должен начинаться с указания должности и фамилии исполнителя (инициалы в тексте ставятся после фамилии) в дательном падеже. Сведения об управленческом действии передают глаголом в неопределенной форме и дополнением с обозначением объекта действия.Указание срока исполнения печатается отдельной строкой и оформляется как дата завершения исполнения.
Например: Срок исполнения 15.07.2010.
В последнем пункте распорядительной части указывают конкретных лиц, на которых возлагается контроль
за исполнением распорядительного документа.  Например: «5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по учебно-воспитательной работе Иванову И.И.».
Если приказ изменяет, отменяет или дополняет ранее изданный документ или какие-то его положения, то один из пунктов распорядительной части текста должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка.
Решение – это локальный правовой акт, принимаемый коллегиальными органами образовательных учреждений в целях
разрешения наиболее важных вопросов их деятельности.
Решение, как локальный правовой акт, может приниматься общим собранием коллектива образовательного учреждения для реализации права на участие в управлении образовательным учреждением.Текст решения состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной, разделенных словом «решил» («решила», «решило», «решили»), которое печатается прописными буквами с новой строки от поля.При необходимости
констатирующая часть может содержать ссылки на законы и другие нормативные акты.
Распорядительная часть излагается пунктами.
Решения могут содержать приложения, ссылка на которые дается в соответствующих пунктах распорядительной части: «(приложение 1)» или «(приложение 3)».
Проект решения должен быть согласован со всеми заинтересованными лицами.
Решения подписываются председателем и секретарем коллегиального органа.
Датой решения является дата проведения заседания коллегиального органа, на котором оно было принято.
Обязательными реквизитами решения являются:
а) наименование органа управления;
б) название вида документа;
в) дата и регистрационный номер документа;
г) место составления или издания;
д) заголовок к тексту;
е)  подпись, визы согласования документа.
Положение – локальный нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус органа управления образовательного учреждения, структурного подразделения учреждения или основные правила (порядок, процедуру) реализации образовательным учреждением какого-либо
из своих правомочий. Например, Положение о педагогическом совете учреждения, о промежуточной аттестации и переводе обучающихся и т.д.
Как правило, положения об органах самоуправления образовательного учреждения состоят из следующих разделов:
а) общая часть (общие положения) (определение статуса органа самоуправления в системе управления);
б) цели функционирования и основные задачи органа самоуправления;
в) порядок формирования органа самоуправления (определение количественного и качественного состава органа самоуправления);
г) структура органа самоуправления (кто возглавляет орган, какие комитеты, комиссии и т.д. функционируют в составе органа и т.д.);
д) компетенция (круг вопросов, по которым орган самоуправления учреждения вправе принимать решения);
е) права и  ответственность (права органа самоуправления, обеспечивающие выполнение своих функций; ответственность органа самоуправления и его руководителя за выполнение задач и реализацию функций. Этот раздел отличается наибольшей сложностью разработки, так как здесь нужно указать применение санкций за невыполнение или некачественное выполнение задач, функций, а также определить условия, при которых наступает та или иная ответственность);
ж) порядок организации деятельности органа самоуправления (периодичность заседаний,  количественный состав для признания органа правомочным принимать решения, порядок и способы голосования и т.д.);
з) делопроизводство (порядок ведения заседаний органа самоуправления, порядок оформления решений и т.д.).
Правила – локальный нормативный правовой акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности образовательного учреждения и его работников, детей (обучающихся) и их родителей (законных представителей). Типичным примером этого вида локальных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила приема в образовательное учреждение, правила поведения обучающихся, правила о поощрениях и взысканиях обучающихся.
К содержанию Правил могут быть установлены обязательные требования. Так, например,  согласно Трудовому кодексу Российской Федерации в Правилах внутреннего трудового порядка должны быть оговорены следующие положения:
основные права и обязанности работника и работодателя (ст. 21 ист. 22 ТК РФ);
режим рабочего времени (ст. 100 ТК РФ);
перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);
порядок введения суммированного учета рабочего времени (ст. 104 ТК РФ);
время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (ст. 108 ТК РФ);
предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам;
порядок, место и сроки выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);
виды поощрений (ст. 191 ТК РФ).
Рекомендуемая структура Правил внутреннего трудового распорядка:
1)                    общие положения (цель правил и их применение, на кого распространяются, в каких случаях пересматриваются и другая общая информация);
2)                    порядок приема и увольнения работников (процедура оформления приема и увольнения работников, действия учреждения при переводе работника на другую работу, условия и продолжительность испытательного срока, перечень необходимых документов);
3)                    основные права и обязанности работников (на основании статьи 21 ТК РФ);
4)                    основные права и обязанности работодателя (на основании статьи 22 ТК РФ);
5)                    рабочее время (время начала и окончания рабочего дня, продолжительность рабочего дня и рабочей недели; место и сроки выдачи заработной платы);
6)                    время отдыха (время обеденного перерыва и его продолжительность; выходные дни; продолжительность и основания предоставления
дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков);
7)                    поощрения работников (порядок применения мер морального и материального поощрения);
8)                    ответственность работников за нарушение дисциплины (описание порядка применения мер дисциплинарной ответственности, снятия дисциплинарных взысканий, виды взысканий и конкретные нарушения трудовой дисциплины, которые могут повлечь за собой наказание);
9)                    заключительные положения (включает в себя пункты об обязательном исполнении правил и порядке рассмотрения споров по
поводу трудовых отношений).
Инструкция – локальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения каких-либо действий; совокупность правил осуществления определенных видов деятельности, проведения работ, служебного поведения.
Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности. Для инструкции
характерны императивные (повелительные, не допускающие выбора) нормативные предписания.
Должностные инструкции, как правило, разрабатывает руководитель образовательного учреждения с помощью самих работников, для которых они издаются.
Как правило, должностная инструкция руководителя или работника должна содержать следующие разделы:
а) общие положения (указываются точное наименование должности работника, его подчиненность и наличие подчиненных,  определяется порядок замещения должности, перечень документов, которыми работник руководствуется в своей деятельности);
б) основные задачи (точное определение трудовой функции работника, конкретные обязанности работника, выполнение
которых обеспечивает решение поставленных перед ним задач);
в) права (перечень прав, предоставляемых работнику для успешного выполнения возложенных на него обязанностей, при составлении этого раздела необходимо учитывать фиксацию конкретных прав по направлению деятельности работника с учетом специфики его работы;
г) ответственность (указание на виды ответственности работника  за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных
должностной инструкцией);
д) требования к работнику (определяются требования к уровню образования и стажу работника, позволяющим успешно выполнять обязанности по должности).
При разработке должностных инструкций работников рекомендуем руководителям образовательных учреждений  руководствоваться  Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 года № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».Правила, инструкции, положения могут регламентировать самые разные стороны жизни образовательного учреждения. Кроме этих локальных нормативных актов, существуют специфические локальные акты, регулирующие социально-трудовые отношения (например, коллективный договор). Обращаем внимание, что договоры и иные соглашения, которые издаются органами управления учреждением не единолично, а путем согласования с иными лицами, выступающими в них, в качестве самостоятельной стороны (например, трудовые договоры, договоры аренды имущества, договоры на оказание платных образовательных услуг и т.д.) не являются локальными актами.
Особое внимание обращаем на содержание основного локального акта образовательного учреждения – устава, на основе которого действует
образовательное учреждение.
Устав разрабатывается и принимается согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» коллективом образовательного учреждения.Обязательные требования к содержанию устава установлены пунктом 1 статьи 13 Закона РФ «Об
образовании». В то же время образовательное учреждение может добавить в устав и другие условия, не противоречащие законодательству.

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz